Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, но и тот, кто поселит в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах.
В последние годы наблюдается значительный рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Сложность ситуации с состоянием звукопроизношения у детей во многом связана с тем, что родители нередко считают эти дефекты мелочью, на которую можно не обращать особого внимания,- другое дело, когда ребенок заикается или когда у него вообще не появляется речь. Но беда в том, что взрослые не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти неисправленные в свое время звуки могут « встать ребенку поперек дороги» и вызвать у него горький упрек в их адрес… Поэтому позвольте мне показать хотя бы некоторые отрицательные стороны неправильного звукопроизношения.
1. Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрыть на это глаза, дефектное произношение человеком, даже одного только звука, очень портит речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже очень грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу несколько «обесценивается», хотим или не хотим мы это признать. Вам приходилось когда- нибудь слышать картавых или шепелявых лекторов? Вспомните о производимом ими на Вас впечатлении!
2. Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности, замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению так называемой дисграфии. А это значит, что из- за своевременно не исправленного звукопроизношения у ребенка будет понижена успеваемость по русскому языку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3. Не устраненный дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека вторичных психических наслоений, то есть связанных с ним переживаний. Ведь с возрастом ребенок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и нежелания посещать школу.
4. Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе.
Для комплексного специального сопровождения на базе нашего детского сада работает логопедический пункт. В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы и дети старшей группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков, или нарушения, резко несоответствующие возрастной норме.
Основные направления работы : диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной речи. Логопедическая работа, проводимая учителем-логопедом, включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также расширение лексического запаса и закрепление грамматических категорий.
Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет индивидуальный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-3 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. От позиции, которую занимают родители, во многом зависит эффективность коррекционного процесса. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения в семье к вопросу коррекции звукопроизношения:
- пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
- завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.
Памятка для родителей.
Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения
- 1. К домашнему заданию относитесь, пожалуйста, серьезно.
- 2. Начинать следует с пальчиковой гимнастики.
- 3. Затем выполните артикуляционные упражнения для языка.
- 4. Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.
- 5. Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и часто хвалите.
- 6. Учить стихотворение лучше с использованием картинок, которые нарисованы к нему.
- 7. Не спешите сразу подсказать ребенку ответ. Задайте ему вопросы, дайте подумать.
- 8. Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно.
- 9. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым. Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!
- Советы логопеда
- Выполнять логопедические задания дома следует в виде игры, обращаясь к логопеду при всех затруднениях.
- Следить за поставленными звуками в речи ребенка.
- Учить ребенка выслушивать до конца поручения, четко и последовательно выполнять их.
- Развивать моторную деятельность ребенка.
- Развивать любознательность детей, побуждать их обращать внимание на явления окружающей жизни. Не спешите ответить на вопросы ребенка, а попытайтесь подвести его к самостоятельному ответу, развивайте логическое мышление.
- Учите доводить начатую работу до конца.
Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.