Страничка педагога психолога

10.12.2022 13:11 (ред.19.01.2025 13:28)

                                                           Уважаемые, родители!

Получить консультацию педагога-психолога Вы можете, посетив кабинет психолога в часы работы, а также в нашем веб-кабинете, задав вопрос на форуме сайта или по электронной почте.

Основная тематика консультаций:

  • Адаптация к ДОУ
  • Кризис 3 лет
  • Гиперактивность
  • Проблемы коммуникативной сферы
  • Нестабильность эмоциональной сферы
  • Левшество
  • Низкий уровень развития познавательных процессов
  • Непослушание
  • Агрессивность.

ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ

НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ.

 

В период дошкольного возраста происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. На этом этапе развивается самосознание. формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка. Как известно,  современная семья вовлечена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплескивать свои негативные эмоции на ребенка, который не может противостоять психологической, а иногда и физической агрессии - это далеко не лучшим образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей.

Психологи- исследователи в своих многолетних исследованиях выделили группы семей по типу родительского отношения:

В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддаются внешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не присущи сопереживания и самоотдача.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы,  боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей.

Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д. Поэтому огромную роль в эмоционально- личностном  развитии ребенка играет психологическая поддержка.

Психологическая поддержка один из способов эффективного общения с детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным неадекватным поступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает поверить в себя и в свои способности;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

 

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение, взрослому необходимо сосредоточиться на позитивной стороне его поступков.

Существуют ложные способы – «поддержки-ловушки»:

  • гиперопека - создание зависимости ребенка от взрослого
  • навязывание нереальных стандартов
  • стимулирование соперничества с братьями, сестрами, сверстниками.

Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной.

Под родительскими установками понимается система эмоционального отношения родителей к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним. Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищенность.

Положительные установки – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить. Слова, рисующие  симпатичный образ, создают нашим детям защитную оболочку, придают им силы, необходимые для того изменения своих поступков, которое превращает неприемлемое поведение в допустимое. Другими словами, дети, которые хорошо к себе относятся, хорошо себя ведут.

Попробуйте составить список слов, создающий негативный образ вашего ребенка, а рядом переведите их в достойные, позитивные слова, например:

 

Агрессивный – умеющий постоять за свои интересы;

Непредсказуемый – творческий;

Шумный – бойкий, восторженный;

Упрямый – настойчивый, ответственный;

Дикий – энергичный, выразительный;

Нетерпеливый – целеустремленный;

Беспокойный – предусмотрительный;

Привередливый – разборчивый;

Занудный – рассудительный, скрупулезный;

Рассеянный – впечатлительный, чуткий.

 

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней, в другом случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то хорошо, или за какие- то достижения в определенный период времени.

Принятие ребенка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребенка.

Часы работы педагога- психолога:

 понедельник, вторник, четверг, пятница-  08.30-16.12

среда- 10.20-18.00